КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ МОЛОДЕЖНОГО КОНЦЕРТНО-ТЕАТРАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА «ДИРИЖАБЛЬ»


Актуальность создания молодежного концертно-театрального комплекса
Самарской государственной академии культуры и искусств
В любом современном государстве чрезвычайно актуальной является цель воспитания творчески одаренных людей и создания условий для их социализации. Однако ни самые высокие технологии и инновации, ни общество потребления не способствуют достижению этой цели. В России скорость культурно-творческих процессов существенно ниже, чем темпы развития экономического сектора и изменения общественных институтов. Без учета перемен, которые произошли и происходят вокруг нас, невозможно сформировать видение будущего культуры и образования любого региона России, в том числе и Самарской области – уникального субъекта Российской Федерации, научного и культурного центра Поволжья.
Опыт индустриальных городов Европы и США показывает, что сфера культуры сегодня не является «социальным иждивенцем», так как она успешно инкорпорируется не только в государственную политику, но и в бизнес-структуры, становясь инструментом создания и продвижения любого продукта, в том числе и привлекательного имиджа города как культурного центра на экономическом, информационном, туристическом и арт-рынках. Такие институты культуры, как многофункциональные концертно-театральные комплексы, являются наиболее посещаемыми учреждениями культуры, основой процветания любого города. Они служат развитию межкультурной коммуникации, соединяют в границах своего пространства создание произведений современного искусства, научные исследования, образовательную и просветительскую деятельность. Объединяя художников, артистов, музыкантов и зрителей, такие центры способствуют межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, привлечению к участию в художественных процессах широких слоев населения.
Концертно-театральному  комплексу, который предполагается создать на базе Самарской государственной академии культуры и искусств, отведена важная роль в системе образования и воспитания личности, ее адаптации в постиндустриальном мире. Креативная деятельность такого комплекса синтезирует традиционные формы искусства и новые арт-формы, создавая тем самым уникальные технологии подготовки высококвалифицированных специалистов в области современной культуры и искусства. Комплекс должен стать центром притяжения широких слоев студенчества и талантливой молодежи вне зависимости от выбранного ими профессионального пути.
На сегодняшний день в Самаре существует только 2 межвузовских центра – медиацентр и студенческий медицинский центр, вместе с тем художественно-творческая деятельность консолидирована слабо (исключение составляет «Российская студенческая весна»  – единственная в России Программа поддержки и развития молодежного творчества).Фрагментарность общегородских художественно-творческих проектов учреждений высшего образования объясняется, прежде всего, отсутствием институциональных оснований как скрепляющей силы регулярного взаимодействия. Конечно, во всех вузах, действуют собственные клубы, кружки, студии, творческие мастерские, но у студентов отсутствуют общие художественно-культурные традиции и идеи, нет единого пространства для креативной самореализации, общения, творчества, хотя интерес молодежи к взаимодействию в художественной сфере за пределами своих вузов очевиден. Актуальность идеи создания молодежного концертно-театрального комплекса подтверждается реальной практикой. В ряде областных городов Российской Федерации действуют культурно-творческие объединения студентов и молодежи, например, Межвузовский студенческий клуб (г. Астрахань), Межвузовский студенческий театр (г. Хабаровск) и др.
Высшее профессиональное образование представлено в г. Самаре тридцатью шестью вузами, из них двенадцать – государственные, среди которых Самарская государственная академия культуры и искусств занимает особое место.
Куйбышевский институт культуры, созданный в 1971 году для подготовки культпросветработников, к 90-м годам прошлого века стал мощным образовательным центром по подготовке театральных режиссеров и актеров, балетмейстеров народного и современного танцев, профессиональных музыкантов, специалистов в области управления и экономики культуры, культурологов, библиотекарей, документоведов. Со дня основания вуза прошло чуть более 40 лет, накоплен огромный опыт, стабилизировался состав преподавателей, многие из которых являются выпускниками СГАКИ. Значительная часть представителей профессорско-преподавательского состава творческих кафедр имеют почетные звания народных и заслуженных артистов, заслуженных деятелей искусств и заслуженных работников культуры, являются лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Студенты академии ежегодно становятся призерами конкурсов самых разных уровней в России и за ее пределами. Во всероссийских и международных фестивалях участвуют хореографические, театральные и хоровые коллективы академии, музыканты-инструменталисты, вокалисты и художники. Академия участвует в фестивальном движении и организует конкурсы по разным направлениям художественного творчества. Это Всероссийский конкурс-фестиваль исполнителей и балетмейстеров народного танца имени Геннадия Власенко (в октябре 2012 года пройдет второй фестиваль), Поволжский фестиваль студенческих академических хоров (апрель 2012 года), Международный музыкальный фестиваль имени Савелия Орлова (в апреле 2013 года состоится третий фестиваль), Международный конкурс-фестиваль эстрадного искусства «На крыльях музыки» (ноябрь 2012 года). Уже третий сезон действует Музыкально-филармонический центр «Консерватория». Его еженедельные концерты проходят при аншлагах в отреставрированном зале Губернаторского дома (ныне актовый зал академии), построенного в 1915 году.
Каждый год кафедры театральной режиссуры и актерского мастерства создают студенческие театральные постановки, которые уже сейчас способны обеспечить деятельность репертуарного театра регулярными показами спектаклей.
Но в настоящее время Академия вынуждена арендовать театральные и концертные залы Самарской государственной филармонии, Самарского академического театра оперы и балета, ДК «Современник» и других для осуществления крупных проектов. Собственные залы (Актовый, Мраморный и Камерный) и учебные аудитории не вмещают всех желающих посетить музыкальные и хореографические постановки, театральные спектакли. Кроме того, из-за отсутствия достаточных площадей залы не оборудованы сценой-подиумом для творческих коллективов и солистов. Множество замечательных талантливых работ режиссеров, актеров и сценографов, музыкальных и хореографических программ остаются неизвестными жителям города, в то время как интерес к театральному, музыкальному и хореографическому искусству в Самаре сейчас довольно высок. Академии и городу жизненно необходим новый публичный концертно-театральный зал, где молодые одаренные люди под руководством признанных мастеров искусства могли бы представлять свои творческие работы для жителей и гостей города. Открытие нового концертно-театрального комплекса важно не только для культурной общественности города, но и для становления молодых артистов, музыкантов и художников. Им необходима профессионально оборудованная сценическая площадка, где студенты – будущие актеры, режиссеры, танцоры, музыканты, сценографы могли бы делиться своими художественными достижениями, апробировать конкурсные программы.
Самарская государственная академия культуры и искусств готова выступить с масштабными проектами по организации выставочной, концертной и театральной деятельности на площадке культурного центра в историческом здании бывшего коммерческого клуба г. Самары. Академия способна максимально задействовать творческие силы студентов и преподавателей самарских вузов в этих проектах и предлагает создать зал-трансформер для проведения театральных постановок, музыкальных и хореографических концертов, эстрадных представлений и импровизированных балов, художественных выставок и перформансов.
Возможности использования МКТК предполагают комбинаторику пространства для достижения максимального эффекта, вовлеченности публики в театрально-концертное действие. Важной особенностью должно стать включение интерактивных дисплеев в качестве элементов сценографии и вернисажной деятельности.
В помещении концертно-театрального комплекса предполагается разместить интернет-кафе, зал периодики, арт-кафе и др.
К разработке эскизов театрально-концертного зала, помещений для занятий художественно-творческих объединений, рекреационных зон планируется привлечь студентов и преподавателей Самарского государственного архитектурно-строительного университета.
Проекты, которые можно реализовывать в концертно-театральном комплексе, будут направлены на развитие художественно-эстетического вкуса, приобщение к ценностям классического академического и современного искусства детей и молодежи, а также на формирование культурного имиджа Самары. Студенты и профессорско-преподавательский коллектив СГАКИ с участием самарской студенческой молодежи готовы реализовать художественно-творческие проекты в самых разных видах, формах и жанрах классического и современного искусства.

Место Самарской государственной академии культуры и искусств в истории и культуре Самарского региона
Самарская государственная академия культуры и искусств – уникальный вуз губернской столицы, который соединяет в своей деятельности образование и науку, культуру и искусство. Она открылась в Куйбышеве как первое высшее учебное заведение художественного профиля. Обучение началось на 2 факультетах–культурно-просветительском и библиотечном, и велось силами преподавателей 6 кафедр. Коллектив института состоял из 71 преподавателя и 410 студентов-первокурсников. У истоков вуза стояли замечательные преподаватели, настоящие подвижники, такие как Г.Я. Власенко, Д.Г. Иванов, М.А. Карпушкин, Ю.Н. Лузанов, В.П. Максимов, В.М. Михайлов, В.Г. Семенов, А.М. Стороженко, З.С. Стороженко, Н.М. Черникова и другие, которые создавали историю и неповторимое лицо вуза. По первоначальному замыслу Куйбышевский государственный институт культуры должен был готовить кадры для библиотек и клубов, но скоро стало ясно, что потребность региона в специалистах в области культуры шире и обусловлена нехваткой кадров в сфере профессионального искусства. Этот социальный заказ и обозначил вектор будущего развития вуза.
Ключевым для истории стал в 1986 году переезд вуза в здание по улице Фрунзе, 167, которое академия занимает до настоящего времени. Получение здания в культурном центре города сформировало не только материальный ресурс вуза, но и позволило заниматься творчеством в помещениях уникального памятника архитектуры ХХ века.
В 1991 году (в двадцатилетний юбилей) институт объединил в своих стенах почти 2900 студентов и 213 преподавателей, то есть в три раза больше, чем при его открытии. Из 213 преподавателей ученую степень кандидата наук и ученое звание доцента имели 88 человек,  доктора наук и профессора– 7человек. К преподавательской работе привлекаются высококлассные мастера искусств: заслуженные деятели искусств, заслуженные артисты, заслуженные работники культуры РФ и члены Союза композиторов, Союза театральных деятелей. В 1991 году институт культуры становится Самарским государственным институтом искусств и культуры (СГИИК). И это не было просто изменением названия. В числе профессиональных программ появились консерваторские и актерские специальности, были созданы 2 новых факультета–музыкально-исполнительский и художественного творчества. Все это стало возможным благодаря стремительному росту профессионализма сотрудников. Таким образом, в Самаре был создан образовательный институт, способный исполнять социальный заказ на профессионалов сферы культуры и искусства собственными силами, в границах региона.
В 1990-е годы развитие вуза шло как «по горизонтали» (добавились новые специальности: культурология, социальная работа, прикладная информатика, документоведение, различные виды социально-культурной деятельности), так и «по вертикали» (открыта аспирантура по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», создан диссертационный совет), активно шли процессы компьютеризации образовательной деятельности, расширение фестивальной жизни вуза. 23 мая 1996 года институт был преобразован в Самарскую государственную академию культуры и искусств,  что стало одним из ключевых событий истории вуза.
В 2001 году в академии было 5 факультетов (художественного творчества, музыкально-исполнительский, библиотековедения и информатики, культурологии, дополнительного профессионального образования), 26 кафедр, в аспирантуре открыты новые специальности (Германские языки, Теория и методика профессионального образования). В 2004 году созданы 3 новых факультета: информационных и межкультурных коммуникаций, социально-культурных технологий и театральный. В 2006году музыкально-исполнительский факультет преобразован в институт музыки (консерваторию).
Начиная с 2009 года, оптимизируется структура управления вузом, внедряется система менеджмента качества, в учебно-образовательном и научно-творческом комплексе СГАКИ сформированы 5 институтов (социально-гуманитарный; информационно-коммуникационных технологий; музыки (консерватория); культурологии и социально-культурных технологий; современного искусства и художественных коммуникаций). В 2010 году академия открыла собственный филармонический центр, в котором на еженедельных концертах студенты приобретают уникальный опыт публичных выступлений. Вуз проводит музыкальные и хореографические фестивали, научные конференции международного и всероссийского уровней. Расширилась география художественной и научной деятельности академии. Увеличилось количество направлений подготовки и специальностей, сложился высококвалифицированный преподавательский коллектив, оформились научные и творческо-исполнительские школы, развернулась активная концертно-гастрольная деятельность (в том числе за рубежом), выросло число студентов-лауреатов и дипломантов. Если в 1971 году из 71 преподавателя института было 14 кандидатов наук, доцентов, то сейчас из 208 преподавателей академии 25 являются докторами наук и профессорами, 107 – кандидатами наук и доцентами.
Академия превратилась в динамично развивающийся вуз, который активно участвует в формировании культурного пространства губернии. В планах академии –открытие новых специальностей: 070904 Монументально-прикладное искусство, 071200 Хореографическое искусство, 071600 Музыкальное искусство эстрады, 072500 Дизайн, 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, 074300 Продюсерство.
Художественное направление в деятельности вуза является приоритетным. Многолетней традицией стали ежегодно проводимые академией отчетные концерты в Самарской государственной филармонии, на которых представлены все без исключения художественные специальности и направления подготовки. Интерес к ним среди самарской публики постоянно растет. Кафедра хореографии ежегодно выступает с самостоятельной отчетной программой в Доме офицеров Самарского гарнизона или ДК «Современник». Студенты кафедр актерского искусства и театральной режиссуры активно сотрудничают с Самарским отделением Союза театральных деятелей России, Домом актера, Самарским театром-центром юного зрителя «СамАрт». Творческие коллективы и солисты академии успешно представляют Самарскую губернию на российском и международном уровнях, становясь лауреатами конкурсов, фестивалей, молодежных Дельфийских игр.
Вместе с тем, академия все еще работает на тех площадях, которые у нее появились в 1986 году, поэтому становится все сложнее воплощать образовательные и художественные проекты, и тем более реализовывать планы, направленные на развитие культуры региона.

Историческая справка о здании будущего МКТК
Здание, известное в истории Самары как Дом С.И. Мясникова, построено во второй половине XIX века в центре города на улице Дворянской (ныне Куйбышева). Здесь долгое время размещалась канцелярия губернатора, затем часть помещений занял коммерческий клуб, где проходили собрания коммерсантов губернии, организовывались студенческие вечера. После революции здание коммерческого клуба национализировали, но объект сохранил свои культурно-просветительские функции. В те же годы здесь проводились спектакли и концерты театра «Пикадилли». В 1930-е годы на месте бывшей библиотеки коммерческого клуба была создана библиотека Фрунзенского района с абонементом и читальным залом. Затем в 1936 году часть помещений занял Куйбышевский краевой государственный театр рабочей молодежи. Тут же находилась краевая контора государственной эстрады. В годы Великой Отечественной войны в бывшем коммерческом клубе разместился Наркомат обороны.
Дом С.И. Мясникова имеет статус памятника федерального значения с 1995 года. В 1990-е годы здание серьезно пострадало во время пожара, руинировано и не реконструировано до настоящего времени.
Расположение здания в исторической части города, шаговая доступность до набережной реки Волги, развитая туристическая инфраструктура – все это создает благоприятные условия для использования здания как культурного и досугового центра, привлечения жителей и гостей города к культурным акциям, которые могли бы быть организованы в возрожденном здании коммерческого клуба.
Наряду с важнейшими культурными объектами г. Самары и области: Самарской государственной филармонией, Самарским областным художественным музеем, Самарской областной универсальной научной библиотекой, Самарским академическим театром оперы и балета, Самарским академическим театром драмы им. М. Горького – новый культурный центр гармонично впишется в городское социокультурное пространство.

Миссия, цель, задачи, принципы деятельности МКТК

Миссия
Молодежный концертно-театральный комплекс Самарской государственной академии культуры и искусств– это образовательный и культурный институт, открытый для творческого партнерства студентов и сотрудников академии, самарского студенчества, представителей талантливой молодежи. Назначением комплекса является содействие и поддержание статуса Самары как ведущего культурного, образовательного, инновационного центра Поволжского региона.

Цель
– создание новой образовательной и культурной площадки для реализации художественных проектов студенчества и одаренной молодежи.
Открытие центра позволит реализовать следующие задачи:
·Образовательные (расширение спектра образовательных услуг вуза в соответствии с потребностями региона, повышение уровня профессионального мастерства студентов, педагогов, руководителей творческих коллективов города и области, создание условий для реализации государственной концепции непрерывного образования в сфере искусства–начальная/средняя/высшая ступень).
·Художественно-творческие (разработка и организация актуальных художественных проектов и акций, досуговых мероприятий, создание условий для реализации государственной поддержки талантливой молодежи).
·Коммуникативные (получение нового ресурса для развития связей в сфере образования, культуры и искусства, поддержка профессиональных творческих союзов и художественных объединений, формирование условий для культурных обменов разных уровней).
·Интегративные (включение молодежи региона в продуктивную социокультурную деятельность с целью её объединения и приобщения к ценностям классического и современного искусства).
Деятельность молодежного концертно-театрального комплекса будет строиться на следующих принципах:
·Принцип открытости предполагает создание площадки для свободного диалога в художественной сфере.
·Принцип доступности открывает возможность приобщения людей из разных социальных сред к культурным ценностям, предоставляет условия для свободной самореализации молодежи.
·Принцип культурного многообразия предполагает дружественное сосуществование и соединение в значимом для города месте множества разноплановых культурных идей, событий, акций, в результате чего появляются благоприятные условия для инновационного развития социокультурной деятельности молодежи.
·Принцип содействия инициативе молодежи направлен на реализацию потребности личности в самовыражении, творчестве и утверждении себя в обществе и культуре.
·Принцип системности и последовательности означает, что социально-культурная деятельность осуществляется целенаправленно, во взаимосвязи и взаимозависимости ее компонентов.
·Принцип оперативности и непрерывности ориентирует на актуальность и динамичность реагирования на общественные процессы, стимулирование социальной активности студенчества.

Нормативно-правовая база Концепции МКТК
При разработке Концепции МКТК авторы руководствовались следующими нормативно-правовыми документами:
1. Закон Российской Федерации от 09 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»
2. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. «Об образовании»
3. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г.)
4. Федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 гг.)», утверждена постановлением правительства РФ от 03.03.2012 г. № 186
5. Закон Самарской области от 26.03.2002 г. «О культуре в Самарской области»
6. Концепция развития дополнительного образования детей в Самарской области до 2015 года (утверждена постановлением Правительства Самарской области от 21 января 2010 г.)

Описание и технические характеристики здания для МКТК
Проект реставрации объекта культурного наследия федерального значения «Дом С.И. Мясникова» предусматривает восстановление памятника с последующим приспособлением под современное использование в качестве здания молодежного театрально-концертного комплекса Самарской государственной академии культуры и искусств.
Здание представляет собой 4-этажный прямоугольный объем, расположенный вдоль ул. Куйбышева. Оно было построено в конце 70-х годов  XIX века в стиле эклектики и представляет собой интерес с исторической точки зрения, так как часть помещений в этом здании занимал коммерческий клуб. В настоящее время здание находится в неэксплуатируемом состоянии после пожара в конце 90-х годов XX века.
Проектом приспособления предлагается разместить в здании помещения для проведения театрально-концертных мероприятий, выставочной деятельности и т.п.
На первом (см. Приложение 1) этаже формируются два входных блока, что обусловлено разделением здания на две части аркой.


В южной части будут размещаться помещения охраны, совмещенные при необходимости с билетной кассой и информационным окном, гардероб, санузлы и административное помещение. В вестибюле предлагается разместить небольшую зону интернет-кафе, зону ожидания и буфет. Из этой входной группы можно попасть на вновь сооружаемую лестницу, соединяющую все четыре этажа.
В северной части также будут размещаться входная группа в виде помещения охраны, совмещенном при необходимости с билетной кассой и информационным окном, гардероб и санузлы. Здесь же располагается вход в арт-кафе и интернет-кафе, где могут проводиться различные мероприятия. Подсобные помещения кафе располагаются со стороны двора, откуда будет производиться загрузка продуктов. Для размещения кафе выбраны помещения, где раньше располагалось кафе «Снежинка», таким образом имеющиеся площади подходят для размещения в этом блоке зоны общественного питания. Из этой части посетители могут попасть на парадную чугунную лестницу, которая сохранилась еще со времен строительства здания и является предметом культурного наследия и охраны. По этой лестнице посетители поднимаются на верхние этажи.
Второй этаж предполагает размещение пяти  крупных многофункциональных помещений (репетиционных залов) и читального зала с зоной Wi-Fi. Ввиду конструктивной особенности данного этажа два многофункциональных помещения можно объединить с холлами, что позволит создать единое пространство площадью до 165 кв.м. для размещения 160 зрителей. Перегородки данных помещений будут выполнены в трансформируемом варианте, что обеспечит предлагаемое решение (см. Приложение 2).


На третьем этаже предполагается размещение пяти репетиционных залов и театральной гостиной (см. Приложение 3). Перегородки репетиционных залов выполняются трансформируемыми, таким образом получается пространство площадью около 250 кв.м., что позволит проводить мероприятия с участием до 200 зрителей.
Предлагаемая трансформация пространства 3 и 4-го этажей позволяет проводить различные мероприятия: концерты, театральные представления, выставки и конференции.


На четвертом этаже располагается зрительный зал площадью 256,18 кв.м. на 210 мест с небольшим сценическим пространством, выполняемым в виде съемных конструкций. За сценой предусмотрен технический коридор и подсобные помещения для грим-уборных и хранения декораций. Кроме зрительного зала, здесь расположатся еще один репетиционный зал многофункционального использования и фойе (см. Приложение 4).


Размещение зрительных залов на верхних этажах связано с конструктивными особенностями памятника (продольные несущие стены с небольшим шагом между ними – от 6 до 8 м).
Проектом предлагается выполнить полное восстановление фасадной части, выходящей на ул. Куйбышева и являющейся предметом охраны памятника, а также заменить перекрытия и часть несущих конструкций стен внутри здания с сохранением исторической чугунной лестницы, что позволить разместить в нем молодежный театрально-концертный комплекс.