Концепция воспитательной деятельности федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный институт культуры» на 2012-2016 гг.

Введение
Необходимость разработки Концепции воспитательной деятельности СГИК определяется потребностью в обновлении содержания воспитательной работы, в создании единой воспитательной стратегии в институте. Приоритетность постановки и решения воспитательных задач в системе российских вузов обозначена в законе Российской Федерации «Об образовании», где образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства».
О важности воспитательной составляющей при подготовке современного специалиста и чрезвычайной актуальности создания системы воспитательной работы свидетельствует также то, что в перечень показателей государственной аккредитации и критериальных значений введен показатель – «Воспитательная деятельность образовательного учреждения». В соответствии с данным документом оценке подлежат три показателя:
1) наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;
2) уровень организации воспитательной работы с обучающимися;
3) формирование стимулов развития личности, то есть наличие самой организации воспитательной деятельности, условий и механизмов ее функционирования.
Данная концепция включает характеристику системы, целей, задач, принципов и направлений воспитательной деятельности в СГИК; организационные основы воспи­тательной работы в СГИК; формы, методы и средства воспитательной деятельно­сти; критерии эффективности воспитательной системы; систему оценки состояния воспитательной работы; обеспечение реализации концепции; основные статьи расхода на воспитательную деятельность.
Воспитательная работа в СГИК
Под воспитанием в настоящей концепции понимается органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность, ориентированная как на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего, гармоничного духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности студента.
Стратегическая цель воспитательной работы профессорско-преподавательского коллектива и сотрудников, студенческого и аспирантского актива СГИК – переход от разрозненных воспитательных мероприятий к созданию в вузе гуманитарной (социокультурной) воспитывающей среды как системообразующего начала воспитательной деятельности.
Общей целью воспитания студентов в СГИК необходимо считать всестороннее развитие личности, обладающей профессиональной компетентностью, высокой нравственностью, качествами гражданина-патриота, культурой, интеллигентностью, физическим здоровьем, социальной активностью.
Наиболее актуальными в современных условиях являются следующие задачи:
- развитие личностных качеств студентов, необходимых для эффективной профессиональной деятельности (ответственности, добросовестности, пунктуальности, коммуникабельности и др.);
- формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих работников сферы культуры и искусства;
– развитие ориентации на гармоничное сочетание общечеловеческих и национальных ценностей, высокие гуманистические идеалы нравственности и культуры;
- воспитание гражданской позиции и политического сознания, правовой и политической культуры, способности к труду и жизни в современном социуме;
- сохранение и приумножение историко-культурных и научных традиций СГИК, формирования чувства студенческой солидарности и корпоративности;
– укрепление физического здоровья, воспитание у студентов стремления к здоровому образу жизни;
- реализация социальной активности студентов в различных формах студенческого самоуправления; привитие студентам умений и навыков участия в управлении вузом и самоуправлении,
- адаптация первокурсников и иногородних студентов к изменившимся условиям жизнедеятельности с целью вхождения в вузовскую среду.

Организация воспитательной деятельности в инстиутте предполагает руководство определенными принципами:
принцип единства нормативно-правового, регуляторного, контролирующего функционирования всех условий вузовского воспитания;
принцип учета закономерностей и особенностей возрастного развития студенческой молодежи, стремления к самосознанию, самосовершенствованию, самореализации;
принцип культуросообразности, предусматривающий установку на общечеловеческие ценности в сочетании с традициями и нормами национальной культуры;
принцип гуманистической направленности, предполагающий выдвижение на первый план гуманистических идей и ориентиров, пронизанных уважением к каждой личности, заботой о развитии всех ее сущностных сил, признание ее свободы и социальных прав;
принцип демократизации, предусматривающий систему, основанную на взаимодействии, на педагогике содружества, сотрудничества и сотворчества воспитателя и воспитуемого, на воспитании обучающихся в духе свободы, личного достоинства;
принцип ориентации на личностное развитие каждого субъекта, учет его индивидуальных качеств, интересов, потребностей;
принцип реализации социальной активности студентов, предполагающий поддержку и стимулирование различных форм студенческого самоуправления.
Основные направления воспитательной  деятельности в СГИК
Духовно-нравственное воспитание и формирование системы базовых ценностей.
Гражданско-патриотическое и правовое воспитание, повышение социального статуса патриотического воспитания студенческой молодежи.
Трудовое воспитание,   формирование у студентов потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей ценности и главному способу достижения жизненного успеха.
 Формирование у студентов установок на создание се­мьи, воспитание уважения к традиционным семейным ценностям.
 Физическое воспитание и формирование здорового образа жизни, организация широкой пропаганды физической культуры и спорта, проведение всевозможных студенческих соревнований.
Профилактика и борьба с курением, наркозависимостью, алкоголизмом.
Воспитание культуры поведения в обществе и в быту.
Организация воспитательной работы в СГИК
Воспитательная работа в институте реализуется на уровне вуза, института (факультета), кафедры, академической группы.
На уровне вуза координацию внеучебной работы осуществляет Совет по воспитательной работе со студентами, утвержденный приказом ректора. Для коор­динации работы в конкретных направлениях в вузе функционируют:
- студенческий Совет,
- студенческий профком,
- студенческое научно-творческое общество,
- институт кураторства,
- старостаты,
- Советы общежитий.
Эти структуры осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в инстиуте.
     Ведущая роль в формировании воспитательного пространства вуза отводится Совету по воспитательной работе со студентами. Совет создается с целью координации воспитательной работы преподавателей-кураторов, подготовки научно-методических рекомендаций и предложений по совершенствованию внеучебной деятельности, организации обмена практическим опытом воспитательной работы со студентами. Деятельность и структура Совета определяется Положением о Совете по воспитательной работе со студентами.
В состав Совета по воспитательной работе входят:
- проректор по художественно-творческой и воспитательной работе;
- специалист студенческого отдела кадров, ответственный за воспитательную работу в СГИК;
- заместитель директора по воспитательной работе Института информационно-коммуникационных технологий;
- заместитель директора по воспитательной работе Института культурологии и социально-культурных технологий;
- заместитель директора по воспитательной работе Института современного искусства и художественных коммуникаций;
- заместитель директора по воспитательной работе Института музыки (консерватории);
- ответственный за работу в общежитиях из числа руководителей административно-хозяйственной службы;  
- директор научной библиотеки;
-представитель кафедры режиссуры и театрализованных представлений и праздников, организатор культурно-массовых мероприятий;
- представитель  кафедры физического воспитания, организатор спортивно-массовых мероприятий;
- представитель кафедры педагогики и психологии, организатор психологической поддержки и консультативной помощи;
- председатель Студенческого совета СГИК;
- председатель студенческого профкома;
- председатели Советов общежитий;
- член Студенческого совета, ответственный за информационное обеспечение воспитательной работы СГИК;
На уровне институтов (факультетов) воспитательная работа со студентами проводится на основе плана воспитательной работы, утвержденного на совете института. За организацию и координацию этой работы в институте отвечает заместитель директора по воспитательной работе.
На уровне кафедры для организации воспитательной работы со студентами академических групп по представлению заведующего кафедрой назначается куратор группы, утвержденный Советом института и приказом ректора. Обязанности куратора учебной группы определены в Положении о кураторе академической группы.
Институт студенческого самоуправления представлен следующими подразделениями: студенческий Совет СГИК, студенческий профком СГИК, студенческое научно-творческое общество, Советы общежитий.
Формы, методы и средства воспитательной деятельности
В воспитательной системе СГИК используются три уровня общеинститутских форм организации воспитательной деятельности:
Первый уровень - массовые мероприятия. В качестве традиционных проводятся следующие мероприятия: посвящение в студенты; организационные собрания первокурсников; анкетирование первокурсников для выявления творческих, спортивных и иных интересов; новогодний праздник; фестиваль «Студенческая весна»; студенческие научно-творческие конференции и конкурсы; игры КВН; спортивные праздники; выпускные мероприятия (вручение дипломов).
Второй уровень - групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп; работа научно-исследовательских студенческих групп; работа кружков по интересам; работа студий творческого направления; клубная работа; работа общественных студенческих объединений.
Третий уровень - индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в различных формах. К ним относятся:  работа в составе небольших временных инициативных групп по реализации кон­кретных творческих проектов; индивидуальная научно-исследовательская и творческо-исполнительская работа студентов под руководством преподавателей; работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством преподавателей, ответственных за практику.
Критерии эффективности воспитательной системы
Оценка эффективности воспитательной работы в институте проводится по следую­щим критериям:
степень стабильности и четкости работы всех звеньев системы;
степень участия студентов в студенческих научных конференциях и концертно-исполнительской деятельности;
качество участия студентов в различных мероприятиях, результативность участников соревнований, вечеров, фестивалей, конкурсов;
присутствие постоянной и живой инициативы студентов, самостоятельный поиск ими новых форм внеучебной работы, стремление к повышению качества прове­дения культурно-массовых мероприятий;
 результаты деятельности студенческих коллективов в окружающем социуме (волонтерском движении, культурно-массовых, патриотических, спортивных мероприятиях и пр.);
 уровень морально-психологической атмосферы в студенческих коллективах;
отсутствие правонарушений и аморальных поступков.
Система оценки состояния воспитательной работы
Проректор по художественно-творческой деятельности и воспитательной работе отчитывается о состоянии воспитательной работы на Ученом совете  не реже одного раза в год.
Комплексный план по воспитательной работе СГИК рассматривается, анализируется и утверждается в начале учебного года на заседании Ученого совета.
Планы воспитательной работы кураторов академических групп рассматриваются, анализируются и утверждаются на заседании Совета института (факультета).
Ежегодно организуется проведение социологических опросов среди студентов СГИК о качестве внеучебной работы, по результатам которых корректируются планы воспитательной работы.
Обеспечение реализации Концепции
Правовое обеспечение
 Правовые основы воспитательной работы со студентами в СГИК находят свое подтверждение в тех статьях законодательства, которые дают учебным заведениям определенные академические права и свободы, в том числе и на право самоопределения.
Кадровое и организационно-управленческое обеспечение
Для реализации Концепции необходимо постоянное повышение квалификации работ­ников, занятых в системе воспитания на уровне Института, института (факультета), группы, пре­доставление возможности и стимулирование научных исследований в области воспи­тательной работы со студентами.
Программно-целевое обеспечение
 Реализация Концепции, задач и направлений воспитательной деятельности осуществляется через механизм внедрения целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческого образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирова­ния личности. Эти специальные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.
Финансовое и материально-техническое обеспечение
Основными источниками финансирования воспитательной работы являются бюджет­ные средства СГИК и средства от деятельности, приносящей доход (внебюджетные средства).
Основные статьи расхода на воспитательную деятельность
Содержание аппарата управления воспитательной работой, организационно-методическое обеспечение его деятельности.
Финансирование мероприятий, включенных в программу воспитательной работы и ежегодные планы работы СГИК.
Материальное стимулирование преподавателей-кураторов и студентов, активно участвую­щих в воспитательной работе.
Поддержка студенческих общественных объединений и инициатив.
Заключение
Одним из наиболее важных субъектов воспитания, оказывающих на студенческую молодежь опосредованное влияние, является вся вузовская атмосфера, поэтому воспитательная среда формируется силами всех сотрудников института. Сегодня воспитание может и должно быть понято не только как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности.
Данная концепция должна служить основой для создания Комплексного плана воспитательной работы в СГИК на каждый учебный год, конкретных программ по различным воспитательным направлениям, отдельных планов воспитательной работы институтов, кафедр и общежитий.